Главная     Контакты     Авторские права     Карта сайта     Скачать!!!

Содержание:
  1. Хулиган

  2. Лабух

  3. Студент

  4. Электрик

  5. Уроки физики

  6. Болгария

  7. Кристаллография

  8. Радиокомпонента

  9. Циклон

  10. Алматы

  11. Казахстан

  12. Московские
    истории

  13. Сказ о Циклоне

  14. Инвертор/сценарий

  15. Алексей


Лодочный мотор

Лодочный мотор

Граждане – экономьте
электроэнергию.
Плакат





Лодочный мотор марки «Москва».

Закон сохранения энергии, подмеченный еще Михайлой Васильевичем Ломоносовым, настолько всем навяз, что вроде бы как иного и не было никогда. Однако в быту народ не использует этих знаний, разве что подсмеивается над изобретателями вечных двигателей, но и то неуверенно с надеждой на зеленых человечков инопланетян. Насчет закона сохранения энергии у меня был случай убедиться, что я такой же дремучий человек, как те, что верят в инопланетные варианты вечного двигателя.

Однажды летом я отдыхал на водно-моторной базе на «Черной речке», что впадает в Москву-реку. У моего друга и учителя Мольнара Анатолия Гезовича там парковалась моторка, которая была объектом постоянного усовершенствования и доработок. Вообще считалось, что лодка используется для рыбной ловли, но Гезович, талантливый электронщик, постоянно дополнял ее судовой реестр новыми электронными приборами, весьма далекими от рыбалки. Когда же в Москве появились в продаже водные лыжи, то стало ясно, что мотор «Вихрь» не потянет и лыжника, и саму моторку. Тогда Гезович решил купить более мощный мотор марки «Москва».

Обкатка нового мотора пришлась как раз на время, когда я находился на базе. Приобретение мотора на водномоторной базе – событие интересное для всех владельцев катеров. Здесь следует пояснить, что лодочный мотор существенно отличается от, например, холодильника. Холодильник купил, включил в сеть и он работает. Лодочный же мотор имеет свой собственный норов и диапазон регулирования скорости. У хороших моторов скорость может меняться почти в два раза, а у плохих при снижении скорости на 15% начинается чих и кашель, что приводит к полной остановке мотора.

На базе была большая емкость, заполненная водой для проверки моторов. Когда мы с Гезовичем притащили к этой емкости новый мотор, вокруг уже собралась приличная толпа в предвкушении массового шоу «Испытания мотора». Как только начались испытания, моментально выяснилось, что Гезович купил не просто плохой мотор, а очень плохой мотор, который затыкался уже при снижении скорости на 8%. Чужое горе как всегда вызывает у непострадавшего народа прилив положительных эмоций и волну самоутверждения. Поэтому Гезовича никто, кроме меня, не жалел.

Для того, чтобы понять суть дальнейших перипетий, надо бы мельком ознакомиться с устройством лодочного мотора. Это двухтактный бензиновый двигатель, который вырабатывает искру для поджига за счет вращения вала двигателя. На валу мотора находится блок магнитов, который во время вращения вала проходит мимо катушки индуктивности, и наводит в ней ЭДС. Далее механический контакт, размыкает цепь катушки, и выброс напряжения размыкания подается на соответствующую свечу. Уровень ЭДС напрямую зависит от скорости вращения вала мотора и намагниченности самих магнитов. Если магниты слабые, то уже при небольшой скорости выброса напряжения размыкания недостаточно для образования искры. Вот собственно и все.

Гезович расстроился результатами испытаний и предложил мне придумать, что можно сделать в такой ситуации. Я честно сказал, что лучше всего сменить мотор, только вряд ли его теперь кто-нибудь купит. У Гезовича были совсем иные мысли. Он предложил мне продумать такую идею: «Мотор вырабатывает мало энергии для искры. Но хорошо ли мы тратим эту энергию?». Я поступил, как самый дремучий человек и не стал думать. Резоном было, что энергии мало, и ничего с этим сделать нельзя.

На следующие выходные мы опять с Гезовичем приехали на базу, и он с энтузиазмом предложил мне отнести мотор на испытание. Я, не понимая, что он задумал, просто из уважения к нему потащил мотор и укрепил на стенке испытательной емкости. По началу зрителей было мало, так как результат был известен заранее. Гезович же с энтузиазмом шоумена предложил всем убедиться, что мотор никуда не годится. После этого он достал из кармана маленькую коробочку, которую подключил к контактам мотора.

После этого произошло чудо. Наш обруганный мотор давал хорошую искру при снижении скорости почти на 70%, то есть Гезович оказался владельцем супермотора. Интерес к «волшебной» коробочке возрос неимоверно. Шоу довершил один мужик из старой гвардии лодочников. Надо сказать, что кожа на его руках была такая грубая, что когда он здоровался, то казалось, что руку зажимают в деревянные тиски. Этот мужик был известен тем, что мог держать в своих руках провод, снятый со свечи зажигания лодочного мотора, безо всякого вреда для своего организма. Мало того, в момент запуска мотора ручным стартером, он еще степенно рассуждал на тему: хороша ли искра или так себе.

Мы честно предупредили мужика, что прерыватель электронный и показали ему черную коробочку, которая, впрочем, его не впечатлила. После весьма вялого рывка стартера этот солидный мужик подпрыгнул на метр и сходу обложил матом и сам мотор, и нас, и публику, и электронику и еще всех родственников перечисленной компании. Публика взвыла от восторга. Это был прекрасный финал шоу.

Когда мы победно возвращались в эллинг, я шепотом спросил Гезовича: «А нет ли в коробочке двух конденсаторов и четырех тиристоров». Он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Я всегда знал, что ты хорошо соображаешь, как и то, что ты отъявленный лентяй». Так что недостаток энергии Гезович заменил эффективным ее использованием. Откровенно говоря, мне было стыдно за собственное неверие в фундаментальные законы физики, и всю обратную дорогу в Москву я молчал.

В дальнейшем, я старался никогда не видеть в явлениях природы работы потусторонних сил и зеленых человечков, хотя иногда это было довольно трудное решение.




Предыдущий рассказ
Магнитные поля/Уроки физики

Следующий рассказ
Борьба с космополитизмом/Уроки физики


Скачать Теодорычевы байки






















Проверка сайта    
  © t-story.ru   Все права защищены.   teo-story@yandex.ru