Главная     Контакты     Авторские права     Карта сайта     Скачать!!!

Содержание:
  1. Хулиган

  2. Лабух

  3. Студент

  4. Электрик

  5. Уроки физики

  6. Болгария

  7. Кристаллография

  8. Радиокомпонента

  9. Циклон

  10. Алматы

  11. Казахстан

  12. Московские
    истории

  13. Сказ о Циклоне

  14. Инвертор/сценарий

  15. Алексей


Лекции

Кто из этих милых людей
Окажется социальным дураком?
Раздумья на тему массовой психологии.

Диалоговый вычислительный комплекс - ДВК





Диалоговый вычислительный комплекс - ДВК.

В 1986 году в СССР началась эра повального оснащения всяких НИИ и проектных институтов персональной вычислительной техникой нашего советского производства. Лидировал в этой вакханалии компьютер под названием ДВК (диалоговый вычислительный комплекс). Некоторые несознательные граждане, поработав на Olivetti или HP, высокомерно называли этот замечательный комплекс ДВКаКа. Но мы, советские люди, с гневом отметаем злобные инсинуации зажравшейся интеллигенции. «Советское – значит отличное» - это лозунг тех времен, который объясняет практически все стороны жизни в СССР.

В те годы я был начальником «Фонда алгоритмов и программ для ДВК» и естественно отлично разбирался в программном обеспечении этого самого комплекса. Приблизительно в это время ко мне обратился за помощью учебный институт (МИЭМ). Им надо было повышать уровень «компьютерных знаний» инженеров Электронной промышленности.

Почему бы не поделиться с хорошими людьми своими знаниями? Тем более, если за это прилично платят. Так я стал преподавателем на курсах повышения квалификации, занявшись совершенно новым для себя делом, которое, тем не менее, мне очень нравилось.

Первым делом я столкнулся с проблемой построения курса, то есть, как рассказать то, что я знаю за отведенное для этого время. Выяснилось, что это весьма непросто. В конце концов, представив себе гипотетического пользователя компьютера, я наделил его некоторыми умозрительными потребностями. Под эти потребности я протоптал в своих знаниях некоторую тропинку. Получилось хорошо. Тому есть реальное подтверждение.

Лекции я читал по субботам, когда все нормальные люди отдыхают. После первой лекции, на которой присутствовало три человека, на всех последующих лекциях было стабильно тридцать человек - значит, людям было нужно то, что я им рассказываю.

Мои слушатели были взрослые люди, специалисты своего дела. Так что к ним я относился с полным уважением и старался не только научить работать на компьютере, но и показать насколько это увлекательно. Параллельно я впервые в жизни столкнулся с проявлением массовой психологии. Всего свой курс я читал восемь раз, то есть у меня сменилось восемь групп. Я каждый раз видел новых людей, но всегда в компании из 30 человек оказывались три одинаковых типа: дурак, умник и зануда. Может быть, я не разглядел и другие социальные типы, но, видимо, прочие типы не мешали мне работать.

Дурак

Всегда в большой компании потребляющей знания есть один человек, которому непонятно то, что всем прочим совершенно ясно. Это «дурак». Дурак всегда переспрашивает и заставляет по нескольку раз повторять одно и то же. Дурак делает практически невозможным чтение лекции, сбивает лектора с толку и делает ее невыносимой для прочих слушателей. Поскольку мои слушатели были взрослыми и уважаемыми людьми я не мог грубо одернуть Дурака.

Довольно быстро я нашел простой способ противодействия Дураку. После того как «дурацкий вопрос» прозвучал, я спрашивал все собрание: «Это непонятно всем?». Далее ориентируясь на неодобрительный отрицательный гул, я предлагал Дураку записать свой вопрос на бумажке для обсуждения его со мной после лекции. Но после лекции уже нет коллектива и человек из Дурака превращался обратно в симпатичного милого слушателя, которому нет нужды работать на публику и нет нужды отнимать мое время.

Умник

Умник во время слушания лекции мало записывает, смотрит на прочих с чувством собственного превосходства, изнывает от скуки. Проявляет он себя всегда однозначно. «Что Вы нам рассказываете такие элементарные вещи? Давайте дальше. Мы теряем время». Против Умника у меня тоже был заготовлен способ его обуздания. После первого такого заявления, я вызывал Умника к доске и просил продолжить с того места, где я прервался.

Обычно превратившись из Умника в Лектора, Умник терялся и начинал бессвязно лепетать, перемежая свой лепет компьютерными терминами. Я легкими комментариями и невинными вопросами загонял его в тупик и выставлял в смешном свете. В зависимости от темперамента Умника на весь цикл лекций требовалась одна или две таких экзекуции. Умник от этого не переходил в иное амплуа и с оттенком превосходства продолжал поглядывать на всех, включая меня, но читать лекции все же не мешал.

Зануда

Зануда обожает все уточная, конкретизировать и выверять. Зануда достает лектора вопросами: «Откуда это следует? Уточните формулировку понятия. Дайте ссылку на справочную литературу». Это самый злостный тип слушателя. Должен признаться, что так и не нашел эффективного способа борьбы с Занудами. Я всегда требовал от них письменных вопросов и отвечал им тоже письменно. Для Зануды такая препона - раз плюнуть. Я регулярно получал от них аккуратные листочки с вопросами, и регулярно письменно на них отвечал. К своему удивлению я понял, что сам был занудой в период моего студенчества. Как выносили меня преподаватели, непонятно.

Когда у меня начинался новый цикл лекций, и я знакомился с новой группой, то я всегда всматривался в лица своих будущих слушателей и пытался понять: «Кто же из них будет дураком, умником и занудой». Следует отметить, что я так ни разу и не угадал. Более того. Если, допустим, Дурак заболевал и соответственно пропускал какую либо лекцию, то его социальную функцию в коллективе брал на себя другой человек, которого до той поры я всегда считал нормальным. Стоило настоящему Дураку вернуться в коллектив, как Дурак-самозванец переставал быть Дураком и уступал эти сомнительные лавры «настоящему».

Как-то мне довелось обсудить эти проблемы с психологом-профессионалом. Он посмеялся над моими доморощенными наблюдениями, хотя и признал, что замеченный мной факт существует. Дальше он перешел на тему о многообразии ролевых коллективов и, в общем, рассказал много интересного. Только, как ни крути, собственный опыт всегда кажется значимее и точнее.




Предыдущий рассказ
Враг не дремлет/Циклон

Следующий рассказ
Граждане начальники/Циклон


Скачать Теодорычевы байки





























Проверка сайта    
  © t-story.ru   Все права защищены.   teo-story@yandex.ru