Главная     Контакты     Авторские права     Карта сайта     Скачать!!!

Содержание:
  1. Хулиган

  2. Лабух

  3. Студент

  4. Электрик

  5. Уроки физики

  6. Болгария

  7. Кристаллография

  8. Радиокомпонента

  9. Циклон

  10. Алматы

  11. Казахстан

  12. Московские
    истории

  13. Сказ о Циклоне

  14. Инвертор/сценарий

  15. Алексей


Великий Айдар

Сасыкбай был шалопай,
Не пробыв вождем и часа,
Уваженье растерял,
Накурившись ганжубаса.
Народная память.

Великий Айдар

Великий Айдар. Наскальные рисунки из урочища Тамгалы Тас
перенесены на кусок кожи.

Есть в Казахстане недалеко от Алматы урочище Тамгалы Тас. Тамгалы – производное от слова Тамга – тавро, которым метят скот, а Тас – камень. В этом урочище есть святилище древних людей под открытым небом. Стены ущелья в этом месте разрисованы доисторическими петроглифами. Каждая такая картинка – это рассказ или назидание потомкам. Вырубать картинки на камне довольно долгое и кропотливое занятие. А если вы живете в «бронзовом веке», то занятие это требует сверх усилий ввиду полного отсутствия отбойных молотков, зубила и вообще железа. Поэтому картинки-рассказы отражают только самое важное, что было в жизни древних казахов.

На мой день рождения в 2007 году мне подарили точную копию наскального рисунка урочища Тамгалы. Рисунок этот был перенесен с камня на кожу быка и растянут на деревянной раме. Эта картина - достоверный рассказ о великом воине Айдаре из рода Найманов, который получил за свои подвиги дополнение к своему имени прозвище «Бас Алау» (Пламенная Голова).

Но обо всем по порядку. В те времена род Найманов был весьма невелик и ничем не отличался от других степных родов. Так продолжалось до тех пор, пока родом не стал руководить молодой Айдар. Начало его правления было неудачным, поскольку год выдался на редкость засушливым и в степи перевелись сайгаки. Как всегда в таких случаях руководитель племени Айдар обратился к своему научному руководителю шаману Нуржану за советом. На рисунке Вы можете видеть шамана Нуржана. Лично я узнал Нуржана после первого взгляда на картинку.

Особенность картинок-рассказов в том, что величина изображенных на них фигур не отражает истинных размеров действующих лиц, как в кино или на фотографии, а соответствует важности (значимости) этого персонажа. Айдар изображен крупнее всех, потому, что он руководитель и военачальник. Кстати, этот обычай до сих пор сохранился у военных. Сравните, например, лейтенантские звездочки с майорскими, генеральскими и маршальскими. Там где величины звездочки недостаточно военные используют их количество по системе (один, два, три, много). Так что капитанские четыре звездочки, вообще говоря, нарушают стройную древнюю систему. Ну, это так, к слову.

Шаман Нуржан был озадачен Айдаром и тут же приступил к научному решению проблемы. Он развел костер, взял в руки копье и стал проделывать пассы, секрет которых сейчас навсегда утерян. Во время самого удачного пасса копье в руке Нуржана развернулось в сторону, откуда следовало ждать решения проблем. Можете свериться по картине. Айдар взял быстрого коня и поехал в ту сторону. Картина не отражает масштаб, но я думаю, что Айдар отсутствовал двое суток.

Сасыкбай был хорошим охотником, что видно по масштабу его фигурки. Однако Сасыкбай был не в ладах со своей головой. Он захотел (видано ли!) занять место Айдара. Это можно понять по его угрожающей позе. Короче говоря, Сасыкбай сразу после отъезда Айдара объявил себя вождем. Охотники Канат, Серик и Ермек, не искушенные в политических провокациях, никак не прореагировали на это возмутительное самопровозглашение. В довершение всего к Сасыкбаю на верблюде приехали два его приятеля из соседнего аула. Они естественно обрадовались новому назначению Сасыкбая, набрали в степи конопли и изготовили из нее ганжубас, пригодный для курения.

За это время Айдар, двигаясь строго по направлению, указанному Нуржаном, встретил в степи человека в скафандре. От шлема скафандра расходились лучи-флюиды, а в воздухе вокруг скафандра плавали энергетические камни, распространяющие благодать. Все это можно видеть на прилагаемой картинке. Айдар тут же понял, что пришел туда, куда надо.

Он начал излагать Богу проблемы своего племени, но бог ничего не понял. Тогда Бог дал Айдару чистый лист бумаги и авторучку. При помощи этих удивительных предметов (бронзовый век все-таки) Айдар нарисовал Богу текущее положение дел: помер один охотник и его сын, а от пищи остались только косточки. Документ заботливо сохранен Богом и его можно видеть на рисунке. Еще Бог тронул голову Айдара специальным предметом, и над головой Айдара засияло холодное пламя. Тот час Айдар стал слышать голос Бога, а Бог соответственно понимать мысли Айдара.

Бог перенес Айдара с его конем на своем летучем корабле в становище его племени. Охотники, увидев своего руководителя с холодным пламенем вокруг головы, тот час поняли, что все их проблемы разрешились удачно. Айдар отправил их на охоту. Ермек подстрелил архара, а Серик – оленя. Канат тоже хотел пойти на охоту, но Айдар, услышав голос Бога, сказал ему, что больше Канат охотиться не будет. Канат очень удивился, но Айдар удивил его еще больше. Он сказал, что животные сами придут к Канату, а тот должен будет охранять их от хищников. Так Канат стал охранником-чабаном. Кроме того, Бог дал Айдару камни благодати, чтобы тот расположил их по сторонам, куда будет кочевать его племя. Камней только три, так как в четвертой стороне становище племени, а оно благодатно само по себе. Канат стал сторожить козу и козла, от которых в изобилии родились козлята (их тоже можно видеть на рисунке).

А что же Сасыкбай? Он с друганами обкурился ганжубаса и бесцельно шатался по становищу, а все плевали им вслед, когда те проходили мимо. Так что Сасыкбай покинул род Найманов и образовал свой род торчков, который теперь в изобилии расплодился в больших городах.

В этом древнем наскальном рассказе все понятно, кроме одного. Куда Айдар девал те самые камни бога?

Говорят, что он приказал зарыть их в своем кургане. Правда, где тот курган не знает никто кроме Найманов. Только они не говорят где курган, а то умыкнут злые люди волшебные камни. Вот такая суровая правда жизни!!!




Предыдущий рассказ
Городской фольклор/Алматы

Следующий рассказ
Кочевники/Алматы


Скачать Теодорычевы байки





























Проверка сайта    
  © t-story.ru   Все права защищены.   teo-story@yandex.ru